ИЗ ПРАВИЛ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КЛИНИК ИСКЛЮЧЕНО ТРЕБОВАНИЕ О ПРОФИЛЬНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

ИЗ ПРАВИЛ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КЛИНИК ИСКЛЮЧЕНО ТРЕБОВАНИЕ О ПРОФИЛЬНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал правительственное постановление о лицензировании медицинской деятельности, которое вступит в силу с 1 сентября 2021 года. В проекте документа, как и в действующем положении, содержались определенные требования к руководителю клиники, претендующей на получение лицензии: он должен иметь высшее медицинское или фармацевтическое образование, аккредитацию или сертификат по организации здравоохранения и не менее пяти лет опыта работы. В принятом нормативном акте такие требования отсутствуют.

В проекте постановления, подготовленного Минздравом РФ, говорилось, что руководитель клиники, а также его заместитель, ответственный за осуществление меддеятельности, обязательно должны иметь высшее профильное образование и сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» или «управление сестринской деятельностью» — для лицензирования больницы сестринского ухода или хосписа. Если в учреждении планировалось оказание доврачебной помощи, руководители должны были иметь высшее образование по «сестринскому делу» и свидетельство об аккредитации специалиста по «организации сестринского дела».

В действующем до сентября 2021 года постановлении №291 от 16 апреля 2012 года о лицензировании меддеятельности сказано, что медицинское образование должно быть у руководителей или заместителей в том случае, если они ответственны за осуществление медицинской деятельности. Эта формулировка позволяла назначать руководителями клиник граждан без профильного образования в случае если они занимались вопросами, напрямую не связанными с медпомощью.

Проект постановления предлагал отменить такую вариативность, и это вызвало недовольство в профсообществе. Например, ассоциации частных клиник Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы и ЦФО попросили правительство пересмотреть некоторые пункты проекта в связи с тем, что отдельные требования «носят избыточный ограничительный характер и потребуют дополнительных затрат со стороны медицинских организаций». Эксперты отмечали, что в случае принятия пункта об обязательном высшем медицинском образовании для руководителей учреждений возможность найма гендиректора с другим образованием, даже при наличии заместителя с профильным образованием, перестанет существовать. Некоторые из опрошенных Vademecum участников рынка также не были согласны с введением пункта об обязательном образовании для Гендиректора.

В итоге в утвержденном постановлении эти требования для руководителей были исключены.

Документом также утвержден перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В отличие от постановления №291, «бактериология», «вирусология»,

«лабораторная микология», «паразитология» теперь объединены в «медицинскую микробиологию», «медицинская генетика» будет представлена как «генетика», а «лабораторное дело» — как «лабораторная диагностика». В этом блоке есть и другие изменения.

 
   


Утверждение нового Положения о лицензировании меддеятельности неоднократно переносилось. Отсутствие в приказе Минздрава РФ №121н «Об утверждении требований к организации работ (услуг)... при оказании медпомощи» лицензионных требований ФАС России обнаружила еще в 2013 году, но с тех пор добиться конкретики от министерства так и не смогла. В октябре 2017 года служба выдала ведомству предписание об установке лицензионных требований к каждому виду работ из перечня работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность. Впоследствии срок исполнения предписания переносился несколько раз. В декабре 2020 года ФАС в очередной раз продлила Минздраву срок исполнения —дедлайн был установлен до 31 мая 2021 года.

Руководитель юридической компании Melegal Алина Чимбирева разъяснила Vademecum, что в стране отсутствует единая система требований, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, осуществляющим отдельные виды работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Результатом такой правовой неопределенности становятся факты отказа в предоставлении (переоформлении) лицензий на осуществление медицинской деятельности, случаи предъявления органами государственной власти, осуществляющими лицензионный контроль, по своему усмотрению требований к хозяйствующим субъектам, в том числе о необходимости наличия «сопутствующих» лицензий, что не предусмотрено законодательством

Источник

Официальный интернет-портал правовой информации